Доброго вам дня, уважаемый читатель Блога Рычагатора. Сегодня мы обсудим с вами, как провести продажу бизнеса небольших размеров, с какими сложностями и неожиданными загвоздками вы можете столкнуться, если подойдёте к этому вопросу неправильно.

Первое, и, пожалуй, самое важное, что нужно учитывать при создании бизнеса в расчёте на его будущую продажу, так это то, что бизнес должен строиться с учетом того, чтобы в будущем его можно было продать при желании или необходимости. Если дело строится, но не учитывается возможность продажи, то это не бизнес, а скорее ремесло. Продажа малого бизнеса может оказаться очень сложной задачей, особенно если вы никогда ничего подобного не делали. Каждый владелец хочет получить за свое дело максимум, хотя бы потому, что считает его чем-то вроде своего детища, расставаться с которым сложно и тяжело. Покупатель, напротив, стремится отдать минимум. Оценщики бизнеса и посредники часто действуют в интересах тех клиентов, которые им платят, и выносят решения в их пользу. Как правило, конечная цена сделки на 30-40% отличается от предела мечтаний, и не в пользу продавца.

Что нужно для продажи бизнеса малого?

Вот несколько рекомендаций насчёт того, как можно наиболее выгодно продать свой бизнес и что следует иметь в виду при оценке его стоимости:

1. Снизьте факторы риска для потенциального покупателя. Малый бизнес подвергается риску с внешней стороны (окружающая среда) и с внутренней. Внешнюю среду очень сложно изменить, а вот над внутренними факторами можно и поработать. Приведите в порядок документооборот, выстройте управленческий персонал. Сделайте более прозрачной бухгалтерию. Необходимо рассчитаться с долгами. Привлеките более надежных поставщиков. Все это поспособствует тому, что продажа малого бизнеса пройдет на более легком уровне.

2. Необходимо точно оценить свои нематериальные активы, что значительно сложнее оценки материальных.

3. Узнайте, насколько еще в цене ваша бизнес-идея, ведь стоимость бизнеса очень часто оценивается по прогнозируемой прибыли от дела, а не по нынешней.

4. Узнайте спрос и предложение на ваш тип бизнеса. Продажа малого бизнеса и формирование его стоимости станут значительно легче, если вы будете знать, насколько он востребован, сколько у вас конкурентов. Оцените перспективы своего бизнеса.

5. Ищите покупателей, имеющих стратегические цели в той же сфере, в которой действуете вы

Осуществляя продажу, нужно помнить одну простую вещь: покупатель заинтересован купить не дороже суммы текущих денежных поступлений, рассчитываемых на ближайшие несколько лет. А вот продавец заинтересован продать не дешевле прогнозных поступлений. И чем лучше обоснованы эти прогнозные поступления, тем выше вероятность продажи проекта по более подходящей для продавца цене.

Удачи вам в покупке и продаже бизнеса. В любом случае, если обе стороны подойдут честно к вопросу передачи бизнеса, то все останутся в выигрыше. Если же любая из них окажется нечистоплотной — что ж, тогда вторая получит опыт и сделает для себя вывод, с какими людьми нельзя иметь дела. С уважением, Рычагатор.

Редакция Блога Рычагатора благодарит копирайтера Зыкину Ульяну Юрьевну

Поделиться в соц. сетях

Как продать маленький бизнес?
Продажа малого бизнеса
Что нужно для продажи бизнеса малого?
Как продать маленький бизнес?
Как продать маленький бизнес?
Что нужно для продажи бизнеса малого?

Смотрите также: