После развала СССР предпринимательство стало вполне законным занятием. Многим инициативным людям очень скоро надоело «пахать на дядю», и они занялись собственным бизнесом. Некоторые, самые успешные стали олигархами, другие просто обеспеченными людьми, третьи прогорели. Как говорится — такова се ля ви. На сегодняшний день, казалось бы, больше нет места для нового бизнеса. Все давно поделено, все ячейки заняты. Хотя это, конечно, не так: потребности людей постоянно растут и дробятся, образуя новые виды желаний и порождая новые отрасли народного хозяйства. Но предположим, что вы не видите таких потребностей, а вот желание практиковать какой-либо бизнес всё равно вас будоражит. Ну и что же — эта задача не имеет решения? Да, это не очень простая задачка, но выход есть — это покупка готового бизнеса. После принятия такого важного решения, возникает вопрос: как это можно сделать? И сейчас на Блоге Рычагатора мы на этом остановимся несколько подробнее.

Итак, нужно приобрести бизнес, что требует не только денежных ресурсов, но и затрат времени и иных ресурсов, что зачастую порождает сложности. Эту проблему можно решить несколькими способами:

1. Можно самому заняться поиском, или подключить кого-то из своих знакомых или близких. В этом случае никому не придется платить. Но будет потеряна масса времени, сил и нервов. И не факт, что будет положительный результат. Потому что человек, который не знает где искать, как искать, с кем надо общаться просто не сможет справиться с такой задачей. При этом сам он будет думать, что он сделал всё в лучшем виде.

2. Надежнее всего обратиться к профессионалам. Специализированные консалтинговые компании занимаются продажей и покупкой готового бизнеса. Штат такой компании укомплектован сотрудниками, которые знают, как это сделать. Это юристы, аналитики, бизнес-брокеры, аудиторы. Данные люди не только найдут интересующий вас объект, но и проведут анализ деятельности предприятия, сделают аудиторскую проверку документации. Специалисты проведут переговоры с продавцом и договорятся о самых выгодных для заказчика условиях. Это значительно более дорогой вариант, нежели первый. И дело даже не в том, что все задачи требуют вашего финансирования, но и в том, что ваши затраты — это прибыль такой компании. А любая компания в рыночной экономике стремится её максимизировать.

Для приобретения готового бизнеса его надо правильно оценить. Этот процесс также зачастую требует вмешательства специалистов. Ведь оценка фирмы — это не только анализ финансово-хозяйственной части объекта. Она значительно сложнее, чем просто сумма стоимости всего имущества и интеллектуальной собственности объектов. Взять, например молодую растущую фирму, которая прочно укрепилась на рынке и успешно конкурирует со своими оппонентами, но пока не накопила значительных имущественных активов. Оценка такого предприятия должна сводиться в большей степени к оценке конкурентных возможностей, наработанных связей с клиентурой и контрагентами, а не к банальной оценке имущества. В простейшем случае оценку бизнеса можно провести на основе двух концепций. Во-первых, это использование показателя чистого накопленного дохода за ряд лет — NPV (net pure value), а во-вторых, это использование для оценки будущих поступлений простейшей модели прогнозирования на базе тренда (идеальный вариант — линейный или экспоненциальный тренд). Если вам эти понятия ни о чём не говорят, проще всего обратиться к экономистам-математикам, которые за небольшую в масштабах бизнеса сумму обсчитают всё таким образом, чтобы повысить вашу капитализацию. В ином случае это сделают экономисты покупателя, задача которых обратная — доказать, что капитализация ниже затребованной цены. И при этом ни те, ни другие специалисты не погрешат особо против истины. По крайней мере, ошибки всех вычислений будут находиться в пределах разрешённых математической статистикой отклонений.

Готовый бизнес — товар весьма специфический, ведь каждое предприятие уникально. И участники рынка готового бизнеса — люди, опытные в своем деле. Поэтому при приобретении под ключ готового бизнеса надо знать причину, по которой продавец готов расстаться со своим детищем. Причины у каждого конечно свои, но всех их можно отнести к трем группам. Эти группы включают в себя причины экономические, психологические и ситуативные. Одни бизнесмены продают свое дело потому, что хотят просто изменить вид деятельности. Другим, по каким-то причинам срочно понадобились деньги. Третьи специально создают бизнес для продажи. Таких причин много. И при приобретении готового бизнеса надо их тщательно изучить, а также постоянно оставлять себе пути для отступления, искать гарантий возврата денег, если приобретаемый бизнес не оправдал ожиданий и т.п. С уважением, Рычагатор

Отдельное спасибо копирайтеру  Виктору Александровичу Кулишу за осуществлённый рерайт материалов по теме статьи, которые легли в её основу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотрите также: